Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora


Допетровский Новый год


До момента Крещения Руси (988 год) Новый год праздновали в марте, когда Земля начинала пробуждаться и Солнце-Ярило набирало силы. Христианская Русь должна была быть избавлена от языческих традиций, и встречу Нового года перенесли на 1 сентября, в подражание Византии. С 1492г.  празднование Новолетия получает государственно-религиозный статус.

Осенний Новый год приобрел православные традиции, которые, смешавшись с языческими обрядами,   создали волшебный мир древнерусского праздника.

Полагалось:

Поздравлять родственников и знакомых, даря при этом яблоки нового урожая.

Устраивать вечерние посиделки в доме главы семейства (старшего в роду), во время которых угощали медом, свежеиспеченным хлебом, квасом и медовухой.

Отправлять с улетающими птицами весточки духам прародителей, это сохранившийся с язычества обряд, когда считалось, что перелетные птицы осенью улетают в Верхний мир духов, а значит, если им вдогонку прокричать послание для умерших родственников, то они его получат и узнают, как живут их потомки.

Обновить  огонь.  С началом Новолетия нужно было обновить огонь – потушить старый и при помощи кремня добыть новый.

Испечь ритуальный  медовый пирог из муки нового урожая. Сохранились легенды, что в древности этот пирог был такого большого размера, что за него мог спрятаться взрослый человек. В языческой традиции это был жрец, который из-за пирога спрашивал собравшихся: «Видите ли вы меня?». Если ответ был положительный, то  это означало, что год не достаточно удачен, и тогда жрец призывал силы природы поспособствовать лучшему урожаю на следующий год.

Прославлять «Мать-Сыру-Землю» за богатый урожай, устраивая пир, на котором подавались  пироги, каши, взвары, щи и кисели.

Провести обряд первого снопа, который жала самая старшая в семье женщина. После этого  ритуальный сноп украшали и ставили в Красном углу под иконы, где он находился до конца жатвы. После этого зерно обмолачивали и сохраняли до весеннего сева, чтобы бросить в первую борозду, а солому скармливали домашним животным.

Провести обряд «Козы».  Последний пучок  колосьев не жали, а завязывали узлом, получалась «бородка». Внутрь этого шалашика клали краюху хлеба и читали благодарственную молитву. После этого одна из жниц садилась к «Козе» спиной, рядом с ней складывали свои серпы все жницы. Начиналось гадание: сидящая женщина,  не глядя, брала серпы и кидала их через голову за «Козу», если серп падал плашмя, то это была хорошая примета для его хозяйки, а вот, если серп втыкался в землю, то это значило, что жница может и не дожить до следующего Новогодья.

В больших городах о наступлении Нового года возвещали пушечным выстрелом. Во всех церквях в это время звонили в колокола.