Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora


Краткая история Балабаново

Сегодня Балабаново – это городское поселение, относящееся к Боровскому району Калужской области. Такой статус Балабаново получило в 2008 году. До этого Балабаново в период с 1972 года по 2008 год имело статус города.

Балабаново расположено в живописной местности, среди величественных лесов. Сам город имеет много парков, тенистых скверов и небольших островков зелени. Если посчитать соотношение общего размера города к зеленым насаждениям, то получится, что они занимают 14-ю часть от всей площади городского поселения, которая составляет 993, 6 гектаров.

По данным статистического отдела в Балабаново проживает порядка 23 тысяч человек. Городок находится недалеко от Москвы, всего в 96 километрах. Это делает его весьма привлекательным местом для туризма, тем более, что Балабаново имеет древнюю историю и много архитектурных памятников прошлых веков.

Летописные источники утверждают, что первые упоминания о Балабаново появились в 1584 году. Тогда это было небольшое славянское поселение. В один из набегов кочевников деревня Балобоново была сожжена, превратившись в пустошь, она со временем отошла к владениям быстро растущего Свято-Пафнутьева монастыря.

Толчок для своего нового рождения и стремительного развития Балабаново получило в 1896 году, когда началось строительство железной дороги Москва-Киев. Балабаново становится железнодорожной станцией. И как это бывает, станция постепенно начала «обрастать» складами, затем жилыми домами. Стали открываться производства, так как наличие железной дороги обеспечивало фабрикантам быстроту в перевозке сырья и готового товара. Появились рабочие поселки. Железнодорожная станция Балабаново стала превращаться в большое поселение.

После революции, в период повсеместной коллективизации сельского хозяйства, Балабаново в 1930-м году входит в состав большого колхозного хозяйства «По пути Ленина». А уже через пять лет деревня Балабаново приобретает статус поселка городского типа. В 1952 году здесь открывается крупнейшее в стране производство – спичечная фабрика, ставшая одной из достопримечательностей города.

История названия Балабанова и происхождение герба города

Современный герб города был утвержден в 200 году. Создавался он геральдистами на основе исторических сведений. Когда-то в древнерусские времена в округе Балабанова было принято проводить царскую соколиную охоту. До сих пор топонимика этих мест сохранила память о царской соколиной охоте. Так в окрестностях города до сих пор есть Соколиный холм и Соколиная гора. Герб города, так же изображает сокола. Тогда откуда же такое название – Балабаново? Оказывается, что есть род специально обученных охоте соколов, которых называют Балобаны. Видимо это название со временем видоизменилось, как бы трансформировалось в современное название городского поселения.
Это официальная версия происхождения названия города. Есть и еще одна, может быть более интересная, но все же, недостаточно доказуемая, с точки зрения истории. Состоит она в том, что город получил свое название от имени разбойника Балабона. О котором до сих пор ходят легенды. Разбойник Балабон наводил страх и смуту то ли в 17, то ли в 18 веке, нападая на купцов и богатых проезжих. Есть и еще одна версия названия города. Оказывается, в 16 веке в этих местах проживал опричник Иван Балабонов, и хотя в кражах и разбое на «большой дороге» он не был замечен, народная этимология так переводит его фамилию, как «вор». Обратившись к словарю Даля, мы, действительно, находим, что есть такое слово, как «балобанить», что значит «промышлять воровством».
Создавая герб города, геральдисты ставили перед собой цель гармонично совместить славное историческое прошлое древнего города и его современную жизнь. Так на гербе появилась горящая стрела. Стрела – это символ прошлого, дань древнерусским воинам на протяжении веков отстаивавших Земли Русские. Стрела горит. Что это означает? А означает это современность – горящую спичку Балабановского спичечного завода, который дал сильнейший толчок для дальнейшего развития города. Ведь «Плитспичпром» - это не только самый крупный завод по производству спичек в России, но и в Европе.
Основным фоном герба был выбран нежно-голубой. Это своего рода, олицетворение чести и славы, истины и красоты человеческой души. Сокол на гербе города изображен белым, что символизирует мир, мудрость и совершенство. Красный яркий огненный цвет горящей стрелы-спички – это символ труда, творчества, праздника.


Как строилась дорога Балабаново – Боровск. 

В городке Балабаново в 19 веке была построена железная дорога. Это было очень удобно для жителей города. Но рядом находился еще один город – Боровск, куда железная дорога не дошла. Жители Боровска испытывали постоянные неудобства, связанные с перевозками. И вот было решено построить между этими городами шоссейную дорогу. В 1897 году началась разработка этого проекта. Было предложено три варианта прокладки дороги. По одному, шоссейную дорогу следовало провести через населенные пункты Роща, Рябушки, мимо Пафнутьева монастыря. Начиналась бы эта дорога с Ново-Благословенной улицы Боровска, которая теперь носит название Коммунистическая. Второй вариант прокладки шоссейной дороги предполагал начало на Московской улице Боровска, а далее также дорога должна была проходить по населенным пунктам Роща, Рябушки, мимо Пафнутьева монастыря. Был и третий вариант, предлагавший вести строительство дороги через село Высокое.

Долгое время комиссия не могла отдать предпочтение ни одному проекту. Хотелось провести дорогу так, чтобы миновать высокие холмы, преодолевая которые, лошади часто получали серьезные повреждения, что приводило к несчастным случаям. Однако, все предложенные варианты были составлены так, что избежать холмов не представлялось возможным, тем более, что дорога должна была проходить не по безлюдной местности, а соединять села и монастырь, где часто проходили ярмарки, и куда отправлялись на богомолье паломники.

Поэтому был выбран первый вариант. Это был и кратчайший путь, и проходил он возле Пафнутьева монастыря. Комиссия определила стоимость проекта. Она составила 80 тысяч рублей. К строительству приступили в 1900 году, но как оказалось, пока проводили расчеты, стоимость на многие виды работ, да и на материалы увеличилась. Котов, видя, что несет убытки, стал использовать некачественные материалы. Экономия шла на всем. Так дорога насыпалась песком в вперемешку с землей и глиной. Щебенка укладывалась очень тонким слоем. Сваи для дорожных работ ставили не те, что были запланированы в смете, а гораздо меньших размеров, так как они выходили дешевле. Даже поверхность дороги не стали специально планировать и утрамбовывать. Результат показал себя в первую же осень, когда новая дорога превратилась в «жидкий кисель» с огромными ямами, где вполне могла утонуть и лошадь с экипажем.

Всеобщие недовольства привели к судебному разбирательству. В результате которого техник Галимский был обвинен в бездействии во время постройки дороги, а инженер Лопатин получил выговор. Однако вопрос о качестве дороги остался открытым. Ее еще долго пытались привести в порядок. Да и теперь она постоянно нуждается в ремонте.


Легенда о провалившейся под землю часовне. 

Балабаново, как и окрестные поселения, находится на удивительном месте. Не все знают о тайнах и загадках карстовых пещер, которые и поныне еще не все раскрыты. В древности же, оседание земли, образование провала или даже небольшого водоема, объясняли кто волей богов, а кто проклятием за неправедную жизнь. Так, например, калужская земля просто переполнена рассказами об ушедшей под землю церкви, провалившемся городе, или о том, как земля поглотила прямо на глазах множества людей, не праведных грешников. Чаще в их роли выступали согрешившие кум и кума.

Такие легенды ходят и по балабановским землям. Так, например, существует легенда, повествующая об ушедшей под землю часовне, что стояла возле речки Истья. Еще вечером к часовне подходили уставшие путники, а когда проснулись, часовни «как не бывало». На месте ее провал образовался. Как не заглядывали в него люди, так ничего и не увидели. Камни бросали, но не слышали их падения. С тех пор место это долго стороной обходили. А со временем земля просела и теперь уже никто точно не может указать места, где ушла под землю часовня.

Осталась лишь небольшая примета – чистый, как слеза, ключик, бьющий из земли. Воду из этого ключа в Балабаново считают целебной и лечатся ею, буквально, от всех болезней.


История военного городка Балабаново-1

В непосредственной близости от Балабанова в советское время было размещено несколько военных городков. Расскажем об одном из них. Первые строения военного городка Балабаново -1. Были возведены сразу после окончания Отечественной войны. В 1948 году появились первые казармы и дома для проживания военнослужащих. Помимо этого в военном городке было возведено центральное двухэтажное здание - Дом Офицерского Состава.

Постепенно городок разрастался, стали появляться и другие объекты социального назначения. Сейчас в городке работает Средняя Школа №2, а для малышей открыты два комфортабельных детских садика, с красивыми и добрыми названиями: "Василёк" и "Солнышко". Для организации досуга молодежи и школьников, а также и взрослого населения Балабаново -1 построены Школа Искусств и клуб «Глория», который имеет спортивно- танцевальную направленность.

Посещая Балабаново -1 не перестаешь удивляться тому, что судьбу военного городка можно решить весьма по-разному. Ведь у нас так часто можно встретить заброшенные, заросшие лесом и постепенно разрушающиеся городки такого типа. Балабаново -1 смогло избежать такой незавидной участи. С 2007 года  он входит в состав поселка городского типа Бaлaбaнoвo. Вся собственность военного городка передается в муниципальную собственность Балабаново. Теперь город начинает заботиться о некогда обособленном военном объекте Балабаново -1. Ведь с 1961 года этот городок бал своеобразным военным полигоном для Ракетных Войск Стратегического Назначения. С 1979 года он вообще получил статус «закрытого города». Теперь здесь находится филиал музея РВСН, открытый в 2004 году.

В этом году (2012) в Балабаново произошла закладки памятного камня, с мемориальной табличкой в честь 10-го зенитного прожекторного полка, который и явился непосредственным основателем военного городка Балабаново -1. 


Родина великого математика Пафнутия Чебышева (Село Окатово). 

Великий русский математик Пафнутий Чебышев родился в небольшом селе Окатово, которое находится на расстоянии 12 километров от Балабанова. Произошло это 4 мая 1821 года.

Пафнутий Чебышев родился и воспитывался в семье помещика – очень богобоязненного человека. Вероятно, именно поэтому будущий математик получил имя Пафнутий, в честь близко расположенного Свято-Пафнутьева монастыря. Отец мальчика – Лев Чебышев некогда был лихим корнетом кавалерийского полка и участвовал в сражениях против наполеоновского войска во время Отечественной войны 1812 года. Мать же будущего математика - Аграфена Ивановна – была жестока и надменна. Даже сын не смог найти с ней близких душевных отношений.

Семья Чебышевых была довольно состоятельной. Как вспоминает великий математик, детство свое он провел в старом огромном доме. Когда Пафнутий был совсем маленьким, ему казалось, что в этом доме комнат, просто, бесчисленное множество. Даже длинные полутемные коридоры старинного особняка, превращающиеся по вечерам в таинственные туннели, внушали мальчику благоговейный трепет. Зато с наступлением утра, дом, как будто, преображался, все в нем становилось на свои привычные места и уже не вызывало страха, а напротив, все ночные ужасы казались смешными и нелепыми.

Однако состояние Чебышевых не позволяло содержать дом в надлежащем виде. Особняк дряхлел год от году. В итоге, пришлось его полностью разобрать и построить новый. Так что до наших дней, к сожалению, не дошел тот дом, в котором провел свое детство великий математик. На месте своего родового гнезда Чебышевы оставили большую гранитную глыбу, на которой были выгравирована такая надпись: "Здесь у Льва Павловича и Аграфены Ивановны Чебышевых родилось пятеро сыновей и четыре дочери". Вот этот гранитный монумент стоит в поселке Окатово и по сей день.

Арифметике Пафнутий Чебышев учился первоначально у своей двоюродной сестры - девице Сухаревой. Что удивительно, так, то что, будучи еще малым ребенком Пафнутий Чебышев предпочитал не детские забавы, свойственные мальчикам его возраста, а решение арифметических задач и счет. Едва выучив цифры, мальчик уже не мог оторваться от тетради, производя вычисления. Даже, чтобы отправить ребенка погулять, матери приходилось прибегать к жесткости, иначе Пафнутий Чебышев просто вообще не отходил бы от стола. Но даже, оказавшись в саду, он не играл в привычные для мальчиков игры, а начинал пересчитывать камушки и придумывать разные, порой, весьма забавные задачи с ними.

Став старше Пафнутий Чебышев начинает увлекаться устройством всевозможных приборов, которые он только мог получить для изучения. Он и сам стремился создавать приборы. Пафнутий Чебышев на протяжении всей своей жизни занимался вопросами практической механики. Он придумал, а затем воплотил в жизнь такие проекты, как сортировальную машину, гребной механизм для любителей водных прогулок и даже самокатное кресло.

Первым его учителем математики стал Платон Николаевич Погорельский. В те времена этот человек считался одним из лучших, но и строжайших педагогов Москвы. Юному Пафнутию очень повезло! И хотя преподавателем он был весьма суровым, но предмет свой знал прекрасно и смог передать все свои знания Пафнутию Чебышеву. Как вспоминает математик, именно с этих уроков у него зародилась страсть к математике, как точной, ясной науке.

Чебышев, как великий математик, внес большой вклад в развитие науки, его, по праву, считают одним из основоположников математической теории приближения функций. Однако Пафнутий Чебышев написал ряд гениальных работ, связанных с теорией чисел и теорией вероятностей. Много его идей использованы были его последователями в механике.


Репрессии тридцатых годов. 

Суровые тридцатые годы, правду о которых мы узнали совсем недавно, коснулись и жителей Балабаново. Так в период с 1920-1930-е годы были проведены репрессивные меры к жителям, тогда еще поселка Балабаново и окрестных деревень Русиново, Киселево и Лапшинки. Приоткрывая завесы тайны, историки разбирают материалы сотен следственных дел на людей, осужденных по ложным обвинениям, часто без проведения судебного разбирательства. Исследуются материалы сфабрикованных обвинений, находящиеся в архиве УФСБ по Калужской области.

Так, спустя почти семьдесят лет, стала известна правда о некоторых осужденных жителях села Русиново. Найденные и исследованные документы, датированные 20 ноября 1929 года, говорят нам о невинно осужденных: Михаиле Иосифовиче и Любови Ларионовны Шуваловых, Михаиле Егоровиче Цареве, Иване Петровиче и  Степане Алексеевиче Астафьевых, Михаиле Яковлевиче Дрогове. Всем им предъявлено, страшное по тем временам, обвинение во враждебном настрое против Советской власти и Советского народа. А все сводилось к обычному спору, возникшему на собрании, по поводу обсуждения процессов коллективизации и решения вопросов «О дне урожая». Эти люди попытались высказать свое мнение о коллективизации, назвав ее ярмом и несвободой. Коммунисты попытались перекричать своих оппонентов. Кто-то, по привычке, ударил в церковный колокол, чтобы призвать народ к миру. И народ вместо того, чтобы слушать речи большевиков, направился в церковь. Этот срыв пропаганды колхозного движения не мог оставаться безнаказанным, людей, причастных к нему репрессировали, назвав врагами народа.

В селе Белкино был репрессирован священник Ивана Васильевича Жукова, и это, по тем временам, был не единственный случай, когда служителей церкви отправляли на каторжные работы в Сибирь вместе с грабителями, ворами и убийцами. Ивана Васильевича Жукова обвинили в ведении антигосударственной политики, которую он вел особенно среди женщин. Производя службу в церкви, читал проповеди, где призывал к вере, а не к разуму, тем самым не способствовал развитию колхозного движения, а всячески препятствовал ему. Колхозы он называл новой барщиной. А это уже было, согласитесь, проявление «серьезного» неповиновение власти.  Он был заключен в концлагерь на 3 года. А в 1937 году снова арестован, так как не смог изменить своих убеждений, и говорил прямо и открыто о произволе властей и гонениях на церковь. 19 августа 1937 года Ивана Васильевича Жукова приговорили к высшей мере наказания и расстреляли.

Какие еще тайны хранят партийные и следственные, архивы предстоит разобраться, и хотя бы спустя семьдесят- восемьдесят лет наконец-то рассказать правду, о тех, кого родственники долгие годы старались забыть.