Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

Урус-Мартан на карте страны

Урус-Мартан  средний по величине город Чеченской республики был построен на реке Мартан, впадающей в Терек.  Город находится всего в тридцати километрах от столицы республики – города Грозного.  Через Урус-Мартан к югу от  его центра протекает еще одна река – Танки, впадающая в Мартан.  В северо-западной части города, практически на его окраине,  можно увидеть еще одну реку – Рошни, которая также впадает в Мартан. 
Сам город находится, практически, в самом центре Чеченской республики, поэтому здесь, издавна проходят многие торговые пути.  Урус-Мартан – это не промышленный город, скорее его можно отнести к сельскохозяйственной категории. Если все земли Урус-Мартановского района занимают площадь в 33428 га, то земли, отданные под аграрные работы, насчитывают 24571 гектар.
Урус-Мартан   до присвоения ему в 1990-м году статуса города, был большим селом.  Село это образовалось на месте поселений чеченцев, по мнению исследователей края, в 18 веке. Основано оно было несколькими тайпами: пешхой, гендаргеной, белгатой, беной …  В 19 веке  Урус-Мартан   был центром наибства Малая Чечня.
В годы советского правления Урус-Мартан  развивается, становясь центром   сельскохозяйственного района. Годы испытаний, связанные с депортацией чеченцев в 1944 году не прошли мимо Урус-Мартана.  Жители были переселены в Казахстан и Среднюю Азию, а сам о село получило новое название – Красноармейское.
Пережив многие испытания, в том числе и две Чеченских войны, Урус-Мартан  снова сияет чистотой и новыми зданиями, возобновляет сельское хозяйство, промышленность, не забывая и о духовной сфере жизни.

История Урус-Мартана. Возрождающийся из пепла.

 Урус-Мартан   до присвоения ему в 1990-м году статуса города, был большим селом.  Село это образовалось на месте поселений чеченцев, по мнению исследователей края, в 18 веке. Основано оно было несколькими тайпами (родовыми общинами).
Согласно данным из военных архивов,  3 мая 1810 года в нескольких километрах от села Урус-Мартан к северу на реке Сунже  силами войск русской армии была возведен Усть-Мартановский редут. Прожил он недолго, всего несколько месяцев, а село Урус-Мартан продолжало существовать, хотя на протяжении 19 века несколько раз подвергалось уничтожению царской армией.
Так  в феврале 1822 года село  было уничтожено русскими военными под командованием полковника Грекова. Чтобы заставить местных жителей повиноваться из Урус-Мартана были взяты аманаты.
Через три года полковник Греков вновь разорил Урус-Мартан. А в 1826 году на селение была направлена карательная экспедиция под предводительством генерала Ермолова. На этом беды жителей селения не закончились. Уже в августе 1832 года на чеченские поселения выдвинулась целая армия из десяти тысяч человек.  Командовал ими генерал Розен. Урус-Мартан был вновь уничтожен. Прошло пять лет, и вновь на чеченское селение  были выдвинуты русские войска. Командовал ими майор Фези. Его задачей было полное истребление еще оставшихся сакель и запасов продуктов и фуража.  Но Урус-Мартан продолжал жить. Однако  в июле 1840 года отряд русой армии под предводительством генерала Галафеева вновь вторгся в селение и разорил его.  В этом отряде служил великий русский писатель М. Ю. Лермонтов. 
Терпеть постоянные бесчинства и разорения больше было невозможно. В Чечне вспыхнуло восстание под предводительством Имама Шамиля.  Урус-Мартан принял в нем активное участие.  7 марта 1840 года в селе прошел съезд всего чеченского народа, на нем  Шамиль был провозглашен Имамом не только Чечни, но и Дагестана. Но восстание потерпело поражение. И в 1848 году генерал Воронцов в самом центре Урус-Мартана заложил русскую боевую крепость. Она просуществовала несколько лет, после чего  опустела и со временем разрушилась.
События 1917-1922 годов, всколыхнувшие всю Россию, достигли и Урус-Мартана.  В 1918 году Главой Чеченского Национального Совета становится Ахметхан Мутушев – бывший подполковник царской армии.  Он выдвигает требования о введении в Чечне теократической формы правления. В этом случае верховная власть принадлежит Совету улемов - высших духовных лиц. Однако беднота, поддавшаяся на обещание выдачи земель и скорого обогащения, перешла на сторону Красной Армии. В Чечне установился советский строй. В 1920 году в Урус-Мартане уже действовала комсомольская ячейка. 
В 1925 году Советское Правительство начало операцию по изъятию боевого оружия у населения. Снова начались недовольства. В результате  Урус-Мартан был обстрелян из пушек, и в дополнение к этому по селу был нанесен авиаудар. Это продолжалось трое суток. Село было погребено под руинами.  В результате  Солса Яндаров и  кадий Билу Гайтаев  сложили оружие.  Мир был восстановлен. 
На протяжении всей советской эпохи Урус-Мартан активно развивался в сельскохозяйственной отрасли. Снабжая страну зерновыми культурами и овощами. В селе строились школы и магазины, развивалась сфера услуг. Численность населения постоянно увеличивалась. И в  1990-м году Урус-Мартану был присвоен статус районного города.

Первая Чеченская война. Ее последствия для Урус-Мартана.

Летом 1994 года  оппозиция, ставшая в противовес Президенту Чеченской республики   Д. Дудаеву,  создала Временный Совет Чеченской республики, установив полный контроль над Урус-Мартаном и некоторой частью Урус-Мартанского района. 
Администрацию Урус-Мартанского района возглавил Ю. М. Эльмурзаев. За лето и осень 1994 года сторонники Дудаева несколько раз пытались подчинить Урус-Мартан. Город подвергался обстрелу из артиллерии и танков.  Оппозиция Гантамирова, также провела военный рейд и захватила блок-пост на окраине Грозного. Воодушевленные победой оппозиционеры решились на более серьезные военные действия. При негласной поддержке российских танков  они попытались штурмом взять Грозный. Попытка эта провалилась. После чего  стало ясным участие российских военных в конфликте, хотя Москва и отрицало этот несомненный факт. 
Таким образом, с начала военных действий в Чечне Урус-Мартан был под контролем федеральных войск. Город был объявлен зоной, свободной от ведения боевых действий. Основополагающая часть жителей Урус-Мартана поддерживала такую политику. В самом городе были созданы вооруженные отряды на добровольной основе для ведения самообороны и противостояния боевикам. Эти отряды совершали патрулирование на городских улицах и оказывали всестороннюю помощь милиции.  15 декабря 1994 года дудаевцы  предприняли захват Урус-Мартана, обосновавшись в административном здании. Также они попытались занять мост через Мартан, но были оттеснены отрядами самообороны, состоящими из местных жителей. Уже на следующий день было отвоевано и здание Военкомата. Двинувшаяся толпа к зданию райпо, где обосновались боевики Руслана Гелаева, была рассредоточена и обращена в бегство выстрелами в воздух. Другая группа урус-мартановцев  совершила попытку освободить от захватчиков здание администрации, но также была оттеснена выстрелами в воздух. Тогда жители Урус-Мартана построили баррикады, перекрыв все  главные улицы города. Это оказалось весьма действенно. Боевики ушли из города.
В 1996 году 8 июня на Ю. М. Эльмурзаева было совершено покушение. Погиб и он сам, и охранники. По чистой случайности, свидетелем этого оказался местный милиционер, он ответным огнем смертельно ранил одного из нападавших, им оказался житель Урус-Мартановского района.
14 октября 1996 года Урус-Мартан был захвачен отрядом боевиков под командованием полевого командира Руслана Гелаева. Ночное сражение с органами городской милиции было выиграно боевиками. Власть сменилась. Урус-Мартан теперь контролировали вооруженные формирования исламских радикалов. Руководителями которого стали братья Ахмадовы – уроженцы Урус-Мартана.  Началось шариатское судопроизводство. Вошли в употребление меры телесного наказания непокорных или не соблюдающих исламские нормы поведения. Так  за распитие спиртных напитков наказывали сорока ударами палок.  Женщин обязали носить хиджаб. Без него стало опасно появляться в общественных местах.  Водителям такси запрещалось везти женщину, если на ней не было хиджаба.  Было совершено даже две смертных казни в назидание непокорным или не соблюдающим исламские нормы поведения. Так продолжалось до 1999 года.

Вторая Чеченская война. Чем она обернулась для Урус-Мартана.

В сентябре 1999 года по Урус-Мартанскому району (совхоз «Горец», территория между Урус-Мартаном и Алхан-Юртом) было нанесено несколько авиаударов, с целью уничтожения мест дислокации отрядов боевиков.  В октябре этого же года были нанесены еще несколько   ракетно-бомбовых ударов по окрестным полям совхоза «Горец», что расположен на северо-западной окраине города. Пострадали административные и жилые здания Урус-Мартана.  Были и убитые, причем, не только боевики, но и мирные жители, не по своей воле оказавшиеся в районе военной операции.  Военные действия захватили город с новой силой. Так 4 октября 1999 года  был сбит российский разведывательный самолет выстрелом  ракеты переносного зенитного комплекса, осуществленный с одной из крыш домов Урус-Мартана.  
В последующие за этим событием недели началась крупномасштабная акция по освобождению города и района от боевиков.  Федеральные войска вели обстрел Урус-Мартана из артиллерийских орудий. В ноябре был произведен еще один авиаудар по местам дислокации боевиков в городе в районе шестой средней школы.
Как только  федеральные войска стали приближаться к городу, боевики покинули его, уйдя в горы. В декабре  последнего года 20 века российские войска вошли в Урус-Мартан. В город стали возвращаться местные жители, которые на время боев покинули свой родной город.  Война закончилась. Началось восстановление Урус-Мартана. Снова начали функционировать школы и больница. Были созданы органы управления. Но еще долгое время реальная власть в Урус-Мартане была в руках военных. До 2005 года в городе действовал комендантский час, и по периметру город окружали блок-посты. 

Галанчожское озеро. Легенда его появления. 

Район Галанчожского озера, если верить преданиям и мифами, как раз и является прародиной чеченцев – Нашха.  Одна из дошедших до наших дней легенд объясняет возникновение горного озера.
Собиратель народного фольклора  В. Миллер записал эту удивительную легенду в 1893 году.  Легенда гласит, что когда-то давным-давно в самые стародавние времена близь аула Ялхорой было удивительное по своей красоте озеро. Вода в нем была такая прозрачная, что видно было всех обитателей дна.  Теперь местные жители называют место  расположения легендарного озера Амка. Озеро имело своего духа. Но об этом, видимо, совсем забыли мать с дочерью, когда решились постирать грязную одежду и пеленки в священных водах чудесного озера.   Начав стирку, эти неразумные женщины быстро замутили хрустально чистую  озерную воду.  Дух озера не мог стерпеть такого святотатства. Он разгневался не на шутку! Первым делом, дух наказал неразумных женщин, превратив их в два каменных столба.  До сих пор стоят они у селения Амка, как бы в назидание всем, кто попытается еще своими глупыми действиями разгневать духов.  Дух озера был так разгневан, что наказания женщин ему показалось мало, само озеро не хотело оставаться в этом оскверненном месте.  Оно превратилось в огромного белого быка и убежало в горы. На всем пути белый бык оставлял следы в виде выемок от копыт. Их и теперь еще кое-где можно разглядеть.  Чудесный бык уходил все дальше и дальше в горы. И вот  подошел он к тому месту, где сейчас вы видите Галанчожское озеро, и остановился.  До появления белого быка в этом месте были хорошие пахотные земли и мужчины занимались трудом. Когда они увидели необычного быка, то решили запрячь его в плуг, так как бык показался им сильным и могучим. Животное не сопротивлялось. Но, как только пахарь прошел первую борозду, сразу же появилась вода. Это чудо его не остановило, и он прошел вторую борозду – воды стало больше. А потом вода хлынула мощной лавиной, сметая все на своем пути. В водовороте исчезли и поле, и пахари, и белый чудесный бык. Когда вода успокоилась, то все увидели, что образовалось огромное озеро.  Его внезапное появление вселило в местных жителей большой страх. Даже пить из нового озера они боялись, хотя вода в нем была свежа и хрустально чиста. 

Тайны происхождения названия Урус-Мартан.

Урус-Мартан называют еще Хьалха-Мартан. Слово «Хьалха», если его перевести буквально, означает «передний, расположенный спереди». Это можно объяснить тем, что в Урус-Мартановском районе есть два села: Урус-Мартан и Ачхой-Мартан. Видимо, Урус-Мартан в своем расположении находился, как бы «спереди». Вот и называют его в народе - Хьалха-Мартан.
Самое интересное, что слово «Хьалха» имеет и еще одно значение – «восточный». Тогда, сопоставив эти значения слов с местом расположения этих двух населенных пунктов, можно с уверенность сказать, что Урус-Мартан расположен восточнее и спереди по отношению к селу  Ачхой-Мартан.  Поэтому то и называют его местные жители  «Восточный-Мартан». 
Слово же «Марта»  сохранилось не только в чеченском языке, но и у ингушей. Попробуем разобраться, что оно  означает. Жители Аргунского ущелья в своей речи довольно часто используют это слово, например, «мангалан марта», «готанан марта», «Кошан марта», пхьор марта». Все эти выражения можно перевести, как «обед косарей»,  «обед пахарей», «обед тех, кто роет могилу», «ужин». Как можно заметить из этих примеров, «мартан» - это слово, связанное с обедом, пищей. Причем, этим словом у чеченского народа обозначается не всякая пища, а только обильная. 
Урус-Мартан стоит на реке Марта. Судя по выше приведенным примерам, название реки можно перевести, как «Изобильная».  И это, действительно так, по берегам этой реки расположились благодатные плодородные земли. 
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что название Урус-Мартан можно рассматривать, как «Восточное благодатное поселение».

История застывшая в камне.

В Урус-Мортане есть замечательный музей известный на всю Чеченскую республику, да и не только! «Донди-Юрт» - детище А. Сатуева. Он еще, будучи подростком, часто отправлялся с друзьями в походы по горам. Становясь старше, он поднимался все выше в горы и его взору открывались величественные каменные башни предков, древние селения, покинутые навсегда. Их величественная красота завораживает всех, кто только ее увидел!
О том, как строились башни у чеченского народа сложено немало песен. В одной из них раскрывается весь процесс постройки.  Возводить боевую башню начинали с срывания грунта, после чего землю «поили молоком» и только после того, как «земля отказывалась пить» укладывали первые камни. Как поется в песне, каждый камень был размером с быка, а весил, как все восемь быков.  Из таких восьми громадных глыб выкладывали углы будущей башни. Камни подвозили к постройке на 12 быках. Но даже 12 быков «ломали свои копыта» от непомерного груза.  Каждый привезенный камень тщательно обрабатывался. Говоря словами песни «над ним работали 4 каменотеса в течение 12 дней». Для крепости камни скреплялись известковым раствором.
Итак, первый ярус закончен. «Сюда никогда не заглянет день», потому что строители не делали в нем окон. Первый ярус предназначался для содержания пленных, а во время осады, его просто засыпали камнями, тем самым, усложняя нападавшим работу по пробиванию башенной стены.
Вот готов и второй ярус боевой башни. «Здесь будет жить семья во время осады». 
Все выше и выше становится башня, и чем выше, тем уже. Вот и четвертый ярус готов. Здесь «место сторожу». Он будет всю ночь и весь день следить за окрестностями через проемы бойниц. А если увидит врага, то запалит костер, который будет отлично видно на соседней башне. Так все чеченцы узнают о нападении. 
«Только на 360-й день закончил строитель свое дело», возведя пятый ярус. Здесь под самыми облаками будет конусом сведена крыша.  «Закончена песня великого труда и камней!» - дальше только небо, дальше нельзя! Настал 365-й день.
Слова этой песни очень хорошо отражают процесс постройки боевой башни – основного исторического наследия Чеченской республики.