Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

История города с древнейших времен.

История города  начинается с древнейших времен. Впервые летописные источники упоминают его в 1146 году. Однако исследования археологов говорят нам о том, что первые поселения возникли в этих местах еще в каменном веке. В те далекие от нас времена,  первые поселенцы этого края вели кочевой образ жизни. Основной их пищей были дары леса, пес их согревал, давал обувь и одежду, лес лечил от разных недугов. Охота и собирательство были главными источниками пропитания. Кто были эти первые поселенцы? Пока у историков и археологов есть только предположения. Однако с 9-10 веков в эти места пришли вятичи – славяне.  Пришли они откуда-то с северо-востока. Племя называлось по своему предводителю, которым был Вятко. Поначалу этому племени не давали покоя хазары, но к середине 10 века вятичи входят в состав Киевской Руси. Вятичи были свободолюбивым народом и под власть князя Киевского не шли, он подчинил их военной силой. Летописи доносят до нас некоторые эпизоды военной истории тех лет, так мы узнаем, что в 1097 году местные племена вятичей попадают  под власть Черниговского княжества. Места вокруг Жиздры всегда были лесистыми и болотистыми, не каждый путник отваживался на путешествие в эти края по суше. Вот и использовали реки, как самые надежные дороги.  Однако даже в этом лесистом крае в 12 веке начинают появляться первые города. История Жиздры начинается с небольшого селения, возникшего в 12 веке, в котором то и было всего  6 дворов, а проживало в них всего 17 человек: 8 женщин и 9 мужчин.


Легенды об основании Жиздры.


В 1382 году жизнь маленькой деревушки Жиздра изменилась. Повлияли на это военные события тех лет. Татарский хан Тахтамыш предпринял набег на Москву. Жители города спасались бегством, прячась по лесам.  От преследования татар уйти было нелегко, но вот большая толпа беженцев, возглавляемая священником, выдвинулась на   юго-запад. Глухие леса спрятали беженцев, искавших спасение в самой чащобе.  Так блуждая по лесам, они вышли к реке. Полноводная неширокая река понравилась уставшим беглецам, тем более, что в нее впадала еще одна небольшая речка, а это значило возможность налаживания речного  передвижения, а значит и связи с миром. Река и лес могут прокормить всех. Было решено остаться. Для того же, чтобы это место узаконить, срубили церковь. Трудились целый день, только на закате поставили на крыше завершающий крест, и тут же на него сел сокол. Все увидели в этом некое знамение.  Назвали  свое новое поселение «Соколье». Это одна из легенд.

16 век тоже не был  простым. Шло образования русского государства с сильной центральной властью. Уже при становлении Московского княжества с целью его обороны от литовцев и татар было начато строение  сторожевых засек.  Так при Иване III  начал осуществляться проект по строительству засечной черты «Козельской». Ее длина должна была составить 30 верст. В 16 веке это строительство еще продолжалось и расширялось.  Так при царе Иване Грозном засечная черта «увеличилась трижды», ее протяженность стала 111 верст. Засеки представляли собой рвы, поваленные деревья, укрепления.  Есть сведения, что эта засечная черта в 16 веке, а также и в начале 17 века проходила от села  Жиздра в сторону северо-востока. Есть предположение, что развитию небольшой деревеньки Жиздра дало именно это положение относительно засечной черты, так как на ней организовывали постоянные охранные посты. Вот на месте такого поста и могло развиться большое торговое село, каким стала Жиздра. 


Происхождение названия города Жиздра. 

Что означает название Жиздра? Историки и филологи приводят разные его объяснения. На данный момент существует несколько точек зрения на происхождение этого названия. Расскажем о них. Когда-то Калужские земли принадлежали литовским правителям. Здесь довольно долгое время бок о бок со славянами жило литовское племя, имя которому было  Голядь. Топонимика этим объясняет происхождение многих местных названий, как то реки, озера, населенные пункты. Для филологов, изучающих историю происхождения названий различных объектов Калужских земель не оставляет сомнения в их литовском происхождении. Есть еще и местная легенда, о том, что воины несущие охрану вдоль засечных линий, проходивших здесь, часто перекрикивались через реку. Один кричал: «Жив!».  А с другого берега уже слышался ответ: «Здрав!». Утренние туманы видоизменяли эти окрики. Вот и слышалось над рекой: "Жи.. здра". Каждое утро перекликались русские воины через реку, они несли здесь дозор, ведь при Иване Грозном, именно в этих местах проходила Жиздринская засечная черта. Эту же легенду рассказывают и по-другому. Смысл происхождения  названия  остается, меняются только действующие лица. Виесто воинов, выступают лодочники, ведущие перекличку с разных сторон реки. 


Образование уезда. Жиздра – уездный город. 

С 1777 года  село Жиздра по указу императрицы Екатерины Великой меняет свой статус. Теперь Жиздра – это уездный город. Принадлежит он Калужскому наместничеству, созданному в те же времена.  Первоначально, при проведении реформы, было создано Калужское наместничество с двенадцатью входящими в него уездами. Жиздринского  уезда в этом первоначальном проекте не было. Создали его позже всех остальных уездов, спустя восемь месяцев.  Вместе с присвоением Жиздре статуса уездного города, вышел и еще один указ императрицы, который запрещал в городе крыть дома соломой или тростой, во избегание пожаров, кладбище же должно было быть перенесено за городскую черту.  Причин, по которым Жиздра стала городом, несколько. Одна из них заключается в том, что село это было в государственном ведомстве и управлялось от Коллегии Экономики. В те времена подобные  селения часто получали статус города.  

Со временем город разросся и стал одним из торговых и культурных центров Калужского края. Основан город был на правом берегу реки речки Жиздры, но со временем завоевал и ее левобережье.  В период с 1777 года по 1781 год в городе выстроили удивительный по красоте собор Александра Невского, который простоял несколько сотен лет, до тех пор, пока не был взорван в 1943 года немецкими солдатами. Колокол этого собора слышен был за 25 верст. Кроме этого собора в городе  Жиздра было еще 5 церквей. Несомненным шедевром был деревянный храм Сергея Радонежского, выстроенный в 1760 году без использования гвоздей.  В 19 веке в Жиздре решено было насадить парк. Липовые аллее парка и сквер из тополей стали излюбленным местом отдыха горожан. Зимой в сквере заливали каток, и горожане катались на коньках под музыку духового оркестра пожарников. В 19 веке  проектировалась железная дорога Московско-Киевско-Воронежского направления, пройти она должна была через Жиздру.  Однако местный помещик Каньшин хотел видеть дорогу в другом месте, дав взятку строителям и проектировщикам, он тем самым изменил первоначальные планы постройки, и дорога прошла в 12 километрах от города через село Зикеево, тем самым облегчив помещику доставку бревен и отгрузку готового пиломатериала с его собственного завода.  Со временем, на средства города, была проложена железнодорожная ветка к основной магистрали. 

Уездный город имел четыре учебных заведения среднего звена и четыре школы начального образования. По статистике, в предреволюционный период в Жиздре  отмечалась самая низкая смертность во всей Калужской губернии. В городе действовала большая и современная, по тому периоду времени, больница. Была и аптека. Для развлечения жителей работало два клуба. 


История герба города Жиздра.

Первоначально, при проведении реформы, было создано Калужское наместничество с двенадцатью входящими в него уездами. Жиздринского  уезда в этом первоначальном проекте не было. Создали его позже всех остальных уездов, спустя восемь месяцев.  После присвоения селу Жиздра статуса уездного города, был утвержден и его герб. 

Городской герб появился в 1778 году. Представлял он собой серебряный щит. Щит этот разделен на три сегмента голубыми волнистыми поясами, Сходящимися в центральной точке герба. Одна синяя полоса проходит точно по центральной линии гербового щита слева направо. Вторая синяя полоса делит пополам верхнюю часть герба и сливается с  перпендикулярно направленной к ней средней линией. Сине-голубые пояса герба – это символическое отображение двух рек. Герб показывает место слияния Оки и Жиздры.  Кроме символического изображения рек, на гербе мы видим три вязанки бревен, расположенных рядом с реками – это символическое изображение дает представление о важности рек, на берегу которых возникла Жиздра, для сплава леса и дров, который беспрестанно осуществлялся из этих мест в Москву и другие уездные города Калужского наместничества. 

Серебро – это также символ власти и силы, храбрости и мужества, несгибаемости и воли.  Синий цвет  символизирует добродетельность, веру, чистоту помыслов. Золото – это символ процветания, благополучия и великодушия. 


Алексей Станиславович Елисеев космонавт из Жиздры!

Жители Жиздры гордятся своими знаменитыми земляками. Один из них  они считают космонавта Елисеева Алексея Станиславовича. Его предок (дед) родился в Жиздре  в  1934 году. Когда в город пришли немцы, мальчику не было и десяти, но он многое помнит о тех событиях.  Дедушка будущего космонавта № 15  Елисеева Алексея Станиславовича принадлежал  к литовской семье, и видимо еще с детства перенял такие черты этого народа, как упорство в труде, постепенное продвижение к поставленным целям. Эти качества он передал и своему сыну - Станисловасу Курайтису, ставшего отцом будущего советского космонавта.  Стоит отметить, что 1945 году начались репрессии против литовцев, повлекшие за собой множественные аресты, был арестован и Станисловас Курайтис. Его жена была русской по национальности, в мерах предосторожности ей пришлось взять девичью фамилию. Вот почему сын  С. Курайтиса стал  Елисеевым. Алексей Елисеев после окончания средней школы поступает в Московское высшее техническое училище имени Баумана Н. Э. (1951год). Получив диплом инженера-механика, он работал в лаборатории ОКБ-1. Через несколько лет Алексей Станиславович Елисеев продолжил свое обучение, как аспирант   Московского физико-технического института. Затем вновь вернулся в лабораторию, где частично учувствовал в проектировании систем управления космических кораблей. В 1966 года Алексей воплотил свою давнюю мечту -  стал кандидатом в космонавты-испытатели. Он прошел подготовку по обучающей программе «Стыковка» на корабле «Союз».  Первый  свой полет в космическое пространство он совершил в 1969 году.  Продолжительность  этого полёта была чуть менее двух суток. Но этот полет был знаменательным, так как во время его  экипажами двух космических кораблей  была осуществлена  впервые в мире ручная стыковка пилотируемых кораблей! После этого Елисеев Алексей совершил несколько групповых полетов  в космос на «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8», «Союз-10». Елисеева Алексея Станиславовича знала вся страна, ему дважды присваивалось  звание - Герой Советского Союза. Помимо наград нашей страны, он  имеет болгарский Орден Георгия Димитрова, а также признан Героем ГДР и НРБ.


Василий Николаевич Чекрыгин  - знаменитый художник  из Жиздры!

Чекрыгин Василий Николаевич родился в Жиздре  (железнодорожная станция Мамонтовка)   в 1897 году в Крещение. Свое детство будущий русский живописец и график провел в древнем Киеве, где первоначально обучался художественному искусству в иконописной школе, которая была организована при знаменитой Киево-Печерской лавре. Дополнительно получал образование в городском училище. Когда мальчику исполнилось всего тринадцать лет, его отправили в Москву, где он становится одним из учеников  знаменитого МУЖВЗ  - училища живописи, ваяния и зодчества. Художник -новатор Чекрыгин Василий Николаевич был близко знаком с такими выдающимися талантами Серебряного века, как  Бурлюком Давидом, Владимиром Маяковским,  Львом Шехтелем.  Начало 19 века, было время  неспокойное, все сферы жизни были незримо пронизаны нитями перемен. Именно в такое время и появляются первые работы Василия Николаевича Чекрыгина.  Он иллюстрирует стихи своего друга -  В. Маяковского в технике литографии. Это были уже новаторские работы.  В 1914 году зимой Василий Чекрыгин  выставляет несколько своих, таких непохожих на классические, работ на выставке училища  МУЖВЗ. Что могли вызвать его новаторские работы? Да, именно, скандал! Художника лишили стипендии на целый учебный год. Скандал и отсутствие средств к существованию, сделало невозможным его дальнейшее обучение  в МУЖВЗ. Но Василий Чекрыгин  не перестает рисовать так, как он видит, как чувствует современность. Он  снова участвует в выставке, организованной Ларионовым, под названием  «№ 4». Пока мало кто смог оценить его видение мира. Художник отправляется в путешествие по Европе, а по возвращению на Родину, сразу попадает на фронт. После революции его деятельность связана не только с живописью и графикой, Чекрыгин входит в состав, образованной в 1918 году,  Комиссии по охране и сбережению художественных ценностей. В 20- е годы художник переживает свой звездный час. Его творчество переживает расцвет. Особо отмечены его циклы графических работ: «Сумасшедшие», «Воскрешение мёртвых», «Расстрел», «Голод в Поволжье». В это же время он становится одним из основателей общества «Маковец». Художник погиб совсем молодым, попав под колеса поезда. Ему было всего  25 лет. Однако он остался одним из наиболее ярких новаторов - живописцев, графиков революционного времени.


Жиздра  вчера, сегодня, завтра. 


Годы ВО войны были серьезным испытанием для горожан, Жиздра восстанавливалась не сразу. Поначалу  разбирали руины, строили времянки.      В послевоенной Жиздре не было электричества. Из 13 тысяч, ушедших на фронт, вернулось в Жиздру немногим более двух тысяч человек. Город медленно, но верно возвращался к жизни. В 1950 году построили кинотеатр. Он до сей поры является рабочим! В 1959 выстроен жиздринский  дом культуры. В этом же году в городе открывается  Дом пионеров и СПТУ. В 60-х годах район  и сам город Жиздру полностью электрифицировали. Начиная с 50-х годов, в городе быстрыми темпами начинает идти индивидуальное строительство.  В 1962 году начинает выходить местная газета - «Искра». В 1964году в городе строится производство по переработке молока, этот завод просуществовал довольно долго. Позже в Жиздре  были построены кафе-ресторан и первый большой универмаг, а также гостиница (70-е годы, начало 80-х годов). В городе можно увидеть несколько памятников. Один из них – это бюст, выполненный из бронзы Кербелем  Л., изображающей знаменитого земляка - летчика-космонавта Елисеева Алексея Станиславовича, установленный в 1978 году. Несколько памятных мест, посвященных событиям грозной войны 1941-1945 годов.  

Сейчас в городе используется подведенный природный газ. Газификация пригородов еще продолжает осуществляться.  Еженедельно в городе выходит местная газета «Искра», сообщающая новую информацию о жизни города и важных событиях, происходящих в области. Историко-краеведческий музей Жиздры, открытый в 1985 году, продолжает свою исследовательскую работу.  Отразились на городе и страшные события Чернобыльской аварии на АЭС. С ливневыми дождями на территории города выпали радионуклиды. Сегодня Жиздра отнесена к зоне № 4, то есть заражение уменьшилось более чем в десятки раз, но жители ее имеют льготный социально-экономический статус. Стоит заметить, что в районе есть и участки, отнесенные к зоне №3, то есть зоне, с правом людей, проживающих там,  на отселение. 90-е годы тоже не были легкими для жителей Жиздры. Производства закрывались, разваливалось, годами создаваемое, сельское хозяйство, товаров не было, денег тоже. Постепенно положение улучшалось, с 21 века начали развиваться предприятия малого бизнеса, ходя до сих пор это на 80% дотационный район.

Хочется верить, что в будущем эти места смогут привлекать туристов, так как Жиздринские леса – это красивейшие места нашей страны.