Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Боровск на карте страны

Боровск один из древнейших городов нашей страны. Расположился он совсем близко от столицы, всего в восьмидесяти четырех километрах.  Городок этот лежит на живописных  холмах разной высоты, между которыми протекает речка Протва. Боровск окружен величественным сосновым лесом, который еще во времена становления древнерусского государства надежно защищал местных жителей от нападавших на русские поселения, степняков. 
Боровск за свою многовековую историю повидал немало.  И все эти  события нашли отражение в  неповторимом облике древнерусского города.
Боровск, по некоторым  источникам, уже существовал в 13 веке. Об этом можно судить по   содержанию  духовной грамоты, составленной Иваном Ивановичем Красным, относящейся к 1358 году.  По другой версии, которую выдвигают  археологи, этот  древнерусское поселение  может быть гораздо старше. Обнаруженные исследователями черепки глиняной утвари на месте Боровского городища, датируются 11-13 веками.  Это может говорить о том, что современный город Боровск имеет очень  древнюю историю.  Археологи, проводя раскопки по обоим берегам Протвы, пришли к очевидному, с их точки зрения, выводу, что в далеком прошлом на месте современного города было два поселения, расположенных очень близко друг к другу. Их разделяло  расстояние, примерно в полкилометра или чуть более. Одно селение расположилось на правом берегу реки. Это место теперь носит название «Петрова гора», а второе – на противоположном берегу, в районе «Косого оврага». 
Где-то на рубеже 1378 года Боровск и окрестные земли были переданы Дмитрием Донским  князю В. А. Храброву.  С этого момента город становится одним из признанных древнерусских центров, относящихся к  Серпуховско- Боровскому княжеству.  Город начинает расти. Становится центром торговли и ремесел.

Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. История возникновения.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь    в 2008 году отметил свое шестисотлетие. Основан он был  в 1444 году   Пафнутием Боровским. Пафнутий, как гласят летописные источники, происходил из  семьи земледельцев. Достоверных сведений о том периоде жизни основателя монастыря немного. Известно только, что в миру звался он Парфений. Отца его звали Иваном, а мать Фотинией (Светланой). Интересным эпизодом в его семейной истории можно назвать то, что дед будущего основателя великого монастыря был  татарином, принявшим христианство из боязни расправы, но после воспитавшим в этой вере своего сына и внука.  Когда Парфению исполнилось 20 лет, он принял постриг, нарекшись именем Пафнутий. В те времена в монастыре, где принял монашество Пафнутий, жил старец Никита, который был учеником Сергия Радонежского. Именно в послушание к нему и был определен инок Пафнутий.  Прошло 20 лет, многие горести и радости познали монахи за это время, монастырская братия полюбила скромного и добронравного Пафнутия. И когда в 1434 году умер настоятель монастыря, Пафнутия выбрали новым игуменом. Прошло еще несколько лет, Пафнутий серьезно заболел, много недель провел он у себя в келье, и когда поправился, то покинул обжитый монастырь, перебравшись на новое место, где река Истерма впадает в Протву.  Поначалу Пафнутий жил в одиночестве, как отшельник. Но в скором времени к нему стали приходить все новые и новые иноки. Так началась история новой обители.


Краткая история Боровска

Боровск не только один из древнейших городов Северо-Западного региона, но и всей нашей страны. Расположился он совсем близко от столицы, всего в восьмидесяти четырех километрах.  Городок этот лежит на живописных  холмах разной высоты, между которыми протекает речка Протва.
Датой рождения города принято считать 1358 год, так как по некоторым  источникам, уже существовал в 13 веке. Об этом можно судить по   содержанию  духовной грамоты, составленной Иваном Ивановичем Красным, относящейся к 1358 году.  По другой версии, которую выдвигают  археологи, этот  древнерусское поселение  может быть гораздо старше. Обнаруженные исследователями черепки глиняной утвари на месте Боровского городища, датируются 11-13 веками.  Это может говорить о том, что современный город Боровск имеет очень  древнюю историю.  
Под Боровском формировались боевые отряды русских воинов, готовящихся  в 1480 году к решающей битве с войсками Золотой Орды.  В те времена городом владел Иван III.
Во времена Смуты, в 1610 году поселение было частично  разрушено и сожжено войском  Лжедмитрия. Наконец, Смутное время закончилось, был избран государь Земли Русской – Михаил Романов.  Город заново отстроился.
Но новые времена принесли новые смуты. После проведения церковной  реформы, выделились старообрядцы, не желавшие менять свои устоявшиеся веками взгляды. Вдохновителем их стал протопоп Аввакум. В 1677-х годах его заключили в стенах Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Тут же были заключены и известные в истории   боярыня Морозова и ее сестра княгиня Урусова. Как повествуют исторические источники, умерли они здесь «голодной смертью». Город всколыхнулся, захваченный борьбой реформаторов церкви и старообрядцев. Реформу приняли не все.   До начала 20 века в городе проживали старообрядцы. В Боровске даже была построена великолепная старообрядческая церковь.
С 1776 года город становится уездным. А на следующий год получает свой герб. 
Боровск всегда оказывался вовлеченным в важные, а подчас и переломные, события  страны. Так в 1812 году город был захвачен войсками Наполеона, идущими на Москву.  Французы разорили и сожгли город. По легенде император Наполеон часто выходил на балкон одного из домов Боровска, где организовал свою штаб-квартиру, и подолгу смотрел на  прекрасный город, ожидая еще большего величия при захвате Москвы.
Еще один крупный пожар пришлось пережить городу в 1857 году, когда за сутки сгорело сто пятьдесят жилых построек и более двухсот лавок. В пожаре погибло и несколько деревянных церквей города. 
После революции город продолжал жить своей трудовой жизнью. В 1929 году  решением Правительства город  сделали центром Боровского района, входящего в состав Московской области.  В 1944 году город становится частью Калужской области. 
Сейчас город занимает площадь в 1044 гектара. Это культурный и промышленный центр,  богатый историческими памятниками. 

Герб города Боровска 

Свой герб город получил в 1777 году. Был он пожалован городу за героические заслуги перед отечеством по указу Императрицы Екатерины II.  Какова же история герба? 
В начале лета 1610 года к городу подошли войска Лжедмитрия II. Многие жители города считали, что к ним пришло войско настоящего законного царя и не желали оказывать ему сопротивление.  Другая же часть населения города, напуганные многочисленностью войска решила укрыться за стенами Свято - Пафнутьева Боровского монастыря, которые должны были надежно защитить их от войска, состоявшего на большую половину  из литовцев и поляков.  Крепость охраняли московские стрельцы. Командовал ими князь Михаил Волконский. Царский воевода понимал, что противостоять большому войску своим отрядом он не сможет, но вот выдержать осаду в хорошо защищенном монастыре было возможно. Монастырская крепость, в те далекие времена, считалась неприступной. 
Но  «Тушинский вор» проявил хитрость, он убедил одного из монахов в правоте своего права на царский престол.  Так были открыты боковые монастырские ворота Тайницкой башни. В последствие ее прозвали в народе «башней измены». Войска Яна Сапеги, литовцы и русские сторонники Лжедмитрия II ворвались в крепость. Началась ужасная бойня. Князь Волконский, оттесняемый врагами к Рождественскому собору монастыря, собрал вокруг себя своих преданных воинов. Они бились до последнего, отступая к воротам храма. Теперь резня уже шла внутри, кровь потоками лилась в Божьем храме. Князь Волконский мужественно бился с врагом, но силы были, явно, не равны.  Враги зарубили его саблями прямо у раки преподобного Пафнутия – основателя этого монастыря.
Если верить летописям, то в этой битве, погибло около 12 тысяч человек. В самом монастыре до сих пор сохранилась братская могила, куда были захоронены погибшие защитники.
Древний герб города отражает этот подвиг стрельцов, возглавляемых Князем Волконским.  На серебряном фоне, который символизирует чистоту помыслов, мир и взаимопонимание изображено алое сердце – символ  мужества, проявленного героизма, силы и красоты. В центральной части, пылающего кумачом сердца, находится золотой крест – символ  служению Богу, идеалам христианской веры. Сердце находится в обрамлении зеленого лаврового венка. Это символично, так как лавровый венок был надет на голову Христа и символизирует духовность и красоту.
Современный герб был восстановлен по историческому  источнику геральдистами  России в 2006 году. Герб имеет свой исторический вид.

Тюрьма или «Дом ударника»?

Есть в Боровске и такая уникальная достопримечательность, как тюрьма, превратившаяся в жилой дом. Как это произошло? Расскажем вас удивительную историю.
Тюремный корпус был построен в 19 веке. Архивы местного краеведческого музея хранят о нем совсем немного информации.  Так есть старая фотография, сделанная в 1912 году, когда здание тюрьмы еще имело свой первозданный вид, и было окружено высокой трех-четырех метровой стеной.  Под фотографией интересная надпись: «Тюремный замок». Кто его так назвал и почему остается неясным.  Данные, полученные из архива довольно сухи, они сообщают нам, что тюрьма была рассчитана на 63 заключенных.  Построена она в 1866 году по типовому проекту тюремных построек того времени.  В документах даже указана стоимость строительства – 36 тысяч рублей.  Здание тюремного корпуса имело вид буквы «Т».   По разным источникам, в тюремных стенах были или одни ворота, или несколько.  По бокам  въездных ворот были построены два подсобных помещения, где располагалась охрана.
После революции тюрьма просуществовала до 30-х годов, после чего ее предоставили в ведение жилищно-коммунального хозяйства.  Вначале сюда заселили работников фабрики. И за бывшей тюрьмой закрепилось новое название – «Дом ударника». С тех пор здесь живут люди.  Представьте себе такую картину: вы возвращаетесь домой, входите в длинный полутемный коридор, освещенный одинокой лампочкой. Вас окружают толстые стены, которые даже в жару остаются влажными. Гулко по полу разносятся шаги. Сверху темный арочный потолок. Согласитесь, даже днем заглянуть в такое помещение жутковато, а уж, тем более, ночью. Стены помнят своих заключенных!
Однажды произошло, весьма, чудесное событие. Жители одной из квартир этого дома-тюрьмы обнаружили на  своих стенах  фрески! Оказывается, когда-то в тюрьме была своя внутренняя церковь, красиво расписанная. Исследователи нашли записи о том, что действительно в 1914 году была освящена тюремная церковь в Боровске.  В этой церкви, оказывается, не только молились заключенные, но и проводились праздничные обряды, венчания.  Большевики разрушили церковь, побелили стены и заселили ее людьми. Память о тюремной церкви стерлась, о ней забыли. И только случайная находка фрески послужила поводом к исследованию, в результате которого в 90-е годы 20 века память о церкви была возвращена. 
Местные жители этого «странного» дома рассказывают, сто как-то раз один из жителей решил исследовать колодец, который ведет с чердака в подвал. Его опустили на веревке вниз, но парень чуть не задохнулся от нехватки воздуха. Куда он попал, так и не выяснили. Остается лишь загадка, почему замурованы входы в подвал. Что еще скрывает  бывшая тюрьма?  
Жители этого дома мечтают о переезде в нормальные дома, так как здесь постоянно ощущают себя узниками. По их мнению, здание имеет историческую ценность и лучше всего его использовать, как музей.


Боровские   клады. 

Боровск – очень древний город. И так случилось, что он находился «на перекрестке» всех важнейших событий, происходивших в нашем государстве.  Вот и хранит город многие тайны. Некоторые из них приоткрываются, когда археологи или историки делают открытия, но о многом могут рассказать и найденные клады.
Так, копая траншею на одной из  старинных улиц города,  Анатолий Брицин, нашел большой кувшин. При осмотре его, оказалось, что кувшин набит серебряными монетками.  Клад пролежал в земле несколько сотен лет. Подняли его с полутораметровой глубины. 
Монеты, а их в кувшине было более двух тысяч штук, говорят об огромной ценности  клада. Ведь в те времена за работу, выполняемую в течение  12-14 часов, платили всего одну копейку. Лошадь стоила чуть более рубля, корова 67 копеек, курица полторы копейки…
Монеты из найденного клада представляли собой чеканку начала 17 века. На одной стороне монеты был отчеканен всадник с копьем, а на другой – надпись «Великий князь Всея Руси Михаил Федорович». Напомним, что это первый государь из династии Романовых.  Найденные монетки назывались «копейками», так как на них изображался копьеносец, поэтому названия копейка пошло от «копья» в руках  всадника.  Еще ее называли «деньга». В этом названии хорошо прослеживается влияние татарского языка, где монета называлась «Таньга». В русской речи татарское обозначение монеты видоизменилось. До сих пор в нашем языке существует слово «деньги», которое понятно абсолютно всем, но мало, кто знает историю происхождения этого слова. 
Найденные монеты были не совсем круглой формы, скорее они напоминали арбузные семечки. Именно с тех далеких времен в нашем языке появилось выражение: «березовый лист с копейку».
Найденный Анатолием Брициным клад, был неединственным.  В 1957 году студенты техникума нашли несколько монет во дворе Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.  Это были монеты еще более раннего периода, с чеканкой Бориса Годунова, Василия Шуйского, Ивана IV.
Еще один клад на территории монастыря был найден в 1970 году недалеко от Тайницкой башни.
Вполне вероятно, что эти находки не последние, так как в далеком прошлом сокрытие  своего богатства в землю или замуровывание в стену было надежной гарантией.