Новый год и Рождество в Российской Империи
Введенный в 1700 году Петром Первым европейский обычай встречи Нового года, поначалу отмечался под страхом наказания и только среди высших слоев общества. Постепенно праздник прижился, но продолжал оставаться второстепенным по отношению к Рождеству. Причем, Рождество в царской России отмечалось ранее Нового года.
Елочка считалась атрибутом Рождества, а не Нового года. Появилась она в русских домах лишь в начале 1800-х, до того времени дом украшали еловыми, сосновыми или можжевеловыми ветвями. До царствования Николая I, в качестве новогоднего украшения могли применяться не только хвойные ветви, но и любое деревце, например, яблоня, береза, вишня. Считается, что традиция украшение елки, как непременного атрибута новогодних праздников, пришла из Германии, поэтому Рождественскую ель в царской России украшали на немецкий манер: верх венчала Вифлеемская звезда, на ветви подвешивали яблоки – символ грехопадения Адама и Евы. Со временем к этим украшениям добавились золоченые орехи, сладости, фигурки Ангелов и свечи.
Новогодний стол в домах знати помимо заморских фруктов (груш, винограда, апельсинов и абрикосов) мог содержать и простые соленые грибы да огурцы, каши да салат из редьки. С середины 19 века все чаще на новогодний стол подается икра, семга, поросенок, сыры, отварная в красном вине фасоль. Появились десерты в виде мороженого и слоеных пирожков. Шампанское, хоть и появилось на столах, еще не стало конкурентом таким напиткам, как коньяк, красные и белые вина, водка и наливки.
Красота оформления праздничного стола ценилась не меньше выставленных угощений, украшался и сам стол, и подаваемые блюда. Особым шиком считалось поданное меню, оформление которого картинками, виньетками и вензелями превращали его в шедевр прикладного искусства. Такие празднично оформленные меню гости часто сохраняли в семейных альбомах, как воспоминание о чудесном ужине.
Рождественские открытки появились лишь в середине 19 века и поначалу привозились в Россию из Англии. Подписывать их считалось делом нелегким, и поэтому часто нанимали профессионального каллиграфа.
Рождественский Дед еще не приобрел черты доброго волшебника Дедушки Мороза. Для крестьян он был суровым Снежным Дедом (Трескуном, Морозко, Корочуном), способным заморозить до смерти. Для детей из богатых семей Рождественский Дед ассоциировался с образом Св. Николая Чудотворца. А его внучки - Снегурочки тогда еще не было.
На европейский манер Новый год отмечали лишь аристократия, интеллигенция, буржуазия, мещане и разночинцы, т.е. меньшая часть населения России. Для крестьян, составлявших более 80% от общего числа российских граждан, Новый год продолжал отмечаться в сентябре. 1 января крестьяне отмечали День Василия Великого, ставя на стол незамысловатые угощения. Если для верхушки российского общества Новый год был тихим праздником, то среди народа были популярны гулянья ряженых, исполнение колядок, гадания, катание на тройках с бубенцами и кулачные бои «стенка на стенку».