Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora

Вичуга

1.  Храм Воскресения Христова. История создания. (Достопримечательности)

Церковь Воскресения Христова была построена в Вичуге, согласно легенде, в память о дочери фабриканта И. А. Кокорева – Лизе, принявшей мученическую смерть. История гласит, что  8 июня младшая дочь богатого промышленника И. Кокорева поздно ночью решила поправить фитиль на лампадке, горевшей перед иконой в ее комнате. Неожиданно масло выплеснулось на девятнадцатилетнюю девушку и тут же вспыхнуло яркой свечой. На крики Лидии сбежались все домашние, пламя удалось погасить не сразу. Девушка получила множественные ожоги. Промучившись пять дней, она умерла. А через год  3о мая 1808 года  (в годовщину ее смерти)  безутешный отец начал строительство храма Воскресения Христова. Храм строили из красного кирпича без отделки, как бы являясь напоминанием прихожанам о том огне, в котором сгорела молодая девушка.

В 1911 году храм был построен. Расположился он в Тезине (в то время село, расположенное вблизи Вичуги,  а сегодня – часть города). Освящение храма  Воскресения Христова состоялось  5 июня. Весь правый предел новоосвященной церкви посвятили мученицы Лидии.

Воскресенская церковь или Красная церковь, как прозвали ее в народе,  считается одним из крупнейших храмов Центральной России  - памятником архитектурного культового зодчества 19 века. Выстроена церковь в неорусском стиле. А. Кокорев для разработки ее проекта специально пригласил И. С. Кузнецова  архитектора из Москвы. Все затраты, связанные с ее строительством взял на себя отец Лизы, в память которой и строился этот храм.

 

2. Храм Воскресения Христова. Особенности архитектуры. (Достопримечательности)

Московский архитектор И. С. Кузнецова  при разработке плана строительства Воскресенской церкви реализовал замысел объединения в гармоничное единство двух православных святынь  древнерусской культуры — Успенского собора (Московский  Кремль) и колокольни Ивана Великого (Московский  Кремль). В итоге получилось монументальное храмовое строение огромных размеров, напоминающее своими формами Успенский собор. Архитектор И. Кузнецов довольно своеобразно варьирует классический стиль построения древнерусского соборного храма  канонически пятиглавого и трёхнефного. Но в новом храме нет столбов. Оригинально выглядят,  играющие роль контрфорсов  довольно сильно вынесенные лопатки, которые разделяют фасады  храма на три прясла. Также очень  необычными  для классического стиля являются  выступы в центре боковых фасадов храма с крупными, облицованными майоликой нишами-экседрами. В этих нишах  расположены входы с пологими лестницами. 

Западный фасад Красной церкви  соединен с высокой колокольней, построенный по образу колокольни Ивана Великого. Колокольня имеет пять ярусов. Но, в отличие от московского творения зодчих, построена более узкой. Своей вытянутой узкой формой колокольня Воскресенского храма напоминает фабричные трубы – символы процветания Вичуги 20 века.

Высота колокольни достигает девяноста метров  - это немного выше известной Колокольни Ивана Великого. Таково было желание заказчика - Ивана Кокорева. Колокольня имеет несколько ярусов, с разной отделкой каждого: первый ярус глухой без оконных проемов, второй – узкий устремленный вверх ярус  с колоколами и меньший  по размеру восьмерик с рядом узких арочных проёмов, переходящий к барабану главы цилиндрической формы. Каждый ярус колокольни опоясан рядом кокошников, что делает колокольню ажурной. Когда-то под куполом колокольни располагалась  золочённая надпись, которая, к сожалению, со временем была утрачена.  

Такое грандиозное сооружение должно было иметь превосходный колокол. И он был специально отлит в Костроме. Весил колокол  1 700 пудов, если перевести эту цифру в современные меры веса, то получится 27 тонн. Для его перевозки потребовались специально изготовленные сани. Колокол этот имел неповторимое звучание, которое разносилось на десятки верст.

Во времена советской власти для посещения храм был закрыт. А в послевоенное время использовался для нужд энергетиков. В нем разместили трансформаторную подстанцию. С 1989 года церковь была вновь освящена и передана верующим.

 

3. Майоликовые панно. Храма Воскресения Христова (Достопримечательности)

Майоликовые панно храма – это уникальные произведения искусства 20 века. Выполнены они в стиле модерн, модном в строительной культуре того времени. Самое интересное, что такие панно не встречаются более ни в одном  культовом сооружении. Панно Красного храма, очень крупные по размерам, являются внешним украшением Воскресенской церкви. 

Для их создания был привлечен художник Кузнецов Иван, который выполнил майолику на Абрамцевском гончарном заводе. В те времена именно этот завод выпускал отличную керамику. Если подсчитать все гончарные разрисованные плитки, из которых создана знаменитая майолика храма, то получится огромное число – порядка четырнадцати тысяч.

Иван Кокорев, задумывая строительство храма в память о трагически погибшей дочери, хотел воплотить идею единения двух церквей: православной и старообрядческой. Сам И. Кокорев придерживался старообрядческих взглядов, но видя, с какой мощью нарастает волна неверия среди людей, хотел вернуть их к Богу, создавая  при строительстве храма знаковые древнерусские символы веры христианской.

Таким образом, панно представляет собой выверенную структуру, основанную на переработке традиционных  христианских образцов, характерных для семнадцатого века. Каждый образ панно очерчен  четкой линией, отделяющей изображения друг от друга, прорисовывающей детали. Колористика всего панно выполнена в небесно-голубых,  изумрудно-зелёных, нежно-фиолетовых, и как бы приглушённых красных тонах.

Храм Воскресения Христова украшен шестью большими майоликовыми (глиняными) панно. Можно выделить панно северного фасада, частично утраченное панно западной стены храма, фрагмент южного фасада. Панно имеют свои имена: «Достойно есть», «Богоматерь Орaнта»,  «Да молчит всякая плоть», «Новозaветная Троица»,  «Дeисус»,  «Спас Нерукотворный». 

Панно «Дeисус», которое  наиболее сохранилось за все годы испытаний, выпавших на долю России, неожиданно обвалилось в 2004 году. Теперь на его месте появилась новая роспись, отличная от той, что была выполнена в прошлом веке.  Прежний сюжет  «Дeисуса» содержал изображения 12 Апостолов, изображенных в отдельных кругах-медальонах.

Самые большие панно украшают главные фасады собора (северный и южный). Необычным считается тот факт, что изображения, нанесенные на них, обычно делались на сводах храмов.

Майоликовые панно – уникальный памятник искусства двадцатого века.

 

4. Храм Воскресения Христова. Особенности внутреннего убранства. (Достопримечательности)

Поскольку Иван Кокорев был старообрядцем, но являясь вдохновителем и главным спонсором строительства храма, желал совместить в нем две ветви одной веры: старообрядчество и православие.  Для этого в украшении интерьера храма использовались образы- символы древнерусской манеры росписи соборов.

Основное помещение Красной церкви, в отличие от традиционного  храмового строения, не имеет  в своей конструкции опорных столбов. Вся тяжесть кровли храма Воскресения Христова опирается на бетонные своды. Это было нововведением! Но оно  позволило расширить внутреннее пространство.  Храм стал наполненным светом. Но отказ от постройки опорных столбов нес и еще одну функцию, расширенное пространство могло свободно вместить  более трех тысячи человек.

Пол храма был выложен отлитыми чугунными плитами, которые сохранились  и по сей день.

Внутреннее убранство Красной церкви, как и майоликовые панно, было выполнено художником С. Кузнецовым. Живописные картины богато покрывают стены и своды. По желанию И. Кокорева, они были выполнены в манере храмового письма, характерного для эпохи начала строительства православных церквей на Руси. Над созданием этих росписей работали специально приглашенные художники, работающие в палехской манере письма. По дошедшим до нас литературным источникам, можно заключить, что это были художники знаменитой  мастерской Сафонова Н. М. Всего, нанесенных на стены и своды сюжетов было более четырехсот. Все работы производились масляными красками, и если бы не сильный пожар, произошедший в храме в 1970-х годах, росписи дошли бы до нас в своем неизменном виде.

За годы гонения верующих  был безвозвратно потерян шестиярусный иконостас, выполненный  в духе эклектики и украшенный позолоченной резьбой.  Высота иконостаса была свыше четырнадцати метров. 

Сейчас храм действующий. Утерянные фрагменты старинной росписи заменяются современными.

5.  Свято-Воскресенская  церковь (Достопримечательности)

Каменная  Свято-Воскресенская церковь была построена  в 1904 году по заказу известного фабриканта И. А. Коновалова. Церковь  выстроили в византийском стиле.  В народе она получила название  - Белая церковь. И. Коновалов построил ее на свои средства  в память об отце, создав уникальный иконостас белого мрамора. 

Архитектура церкви точно выдержана в классическом стиле. Массивная основная часть храма имеет  круглую барабанную надстройку над алтарной частью церкви, увенчанную шлемовидным куполом, имеющим навершие в виде маленькой головки-луковицы. К храму пристроена трехъярусная колокольня, завершающаяся восьмигранным шатром.

Свято-Воскресенская церковь была  задумана, как сравнительно небольшая  храмовая постройка. Она вмещала не более шестисот человек и бала возведена рядом с небольшой деревянной церквушкой, которая была открыта всего несколько раз за год. В новой же церкви богослужения совершались постоянно. 

Тут же рядом с Белой церковью построили небольшую каменную сторожку, которая предназначалась для совершения обряда Крещение. Неподалеку от него А. П. Коновалов задумал сделать еще несколько построек. Так возникли: причта – двухэтажное деревянное строение  для служителей Белой церкви; богадельня, построенная из  кирпича.

После Октябрьской революции, церковь закрыли. А позднее превратили в продовольственный склад. Храм ветшал. 

Возрождение Свято-Воскресенской церкви началось с 1992 года, когда ее повторно освятили и начали реставрировать. Эти работы продолжаются и сегодня. 

Большой удачей для церкви и ее прихожан стало назначение  настоятеля игумена Филарет в августе 2002 года. Игумена Филарет с первых же дней стал возрождать традиции Свято-Воскресенского храма. При его непосредственном содействии была открыта воскресная школа для детей, где они не только учат Закон Божий, но и ставят спектакли на библейские темы. В 2004 году  при церкви была открыта и  воскресная школа для взрослых. При церкви имеется своя библиотека. 

Игумен Филарет прилагает все усилия  для того, чтобы Белая церковь обрела свои первоначальные черты!

 

6. Коноваловская больница 

(история – достопримечательности)

Коновалов Александр Иванович (1875-1949), пожалуй, известен всем витюжанам, да и не только им. Деятельность Коновалова вошла красной строкой в историю 19 века. Александр Иванович - выдающийся человек своего времени. Уникум, совместивший в себе и умелого предпринимателя и талантливого политика. Современники говорили о нем, как о ведущем политике начала  19 века. В переломные для истории нашей стоны месяцы он стремился помочь, избежать кровопролитий и разрешить накалившуюся в стране ситуацию мирным путем, являясь Министром Временного правительства. Если же отойти от политики, то Александр Иванович – это и талантливый пианист, и успешный предприниматель, занимающийся благотворительностью.

А. И. Коновалов  выделяет средства на строительство больницы. Главный корпус которой, по замыслу Коновалова, должен был иметь форму буквы «Е» -  в память о матери Екатерине. Проект больницы разрабатывался сразу двумя архитекторами: В. Д. Адамовичем и  И. Жолтовским в стиле  русского ампира.  Началось строительство в 1910 году,  и через два года больница была уже построена. 

Больница создавалась  для рабочих, что само по себе было прогрессивно в те времена. Но, несмотря на это, А. И. Коновалов желал построить не просто больницу по типу богадельни, а  красивый дворец с новейшими приборами и медицинским оборудованием того времени.

Коноваловская больница получилась прекрасным зданием, украшенным богатой лепниной, со скульптурами львов над входными арками и богатой  внутренней отделкой мрамором. Построенную больницу, А. Коновалов на собственные средства  оборудует по последнему слову техники своего времени. Больница имела даже такую диковинку, как рентгеновский кабинет.  При больнице был открыт и  родильный дом.

Но на этом внимание А. Коновалова к построенной больницы не прекратилось. Он продолжает постоянно выделять огромные средства на ее содержание.

Даже сегодня Коноваловская больница, названная в честь ее основателя, не потеряла своей надобности. Сегодня это Центральная районная больница города.

 

7. Коноваловские ясли и Коноваловский дворец

(история – достопримечательности)

Коновалов Александр Иванович, пожалуй, известен всем витюжанам, да и не только им. Имя Коновалова известно по всей России. Александр Иванович был выдающимся человеком своего времени. Уникум, совместивший в себе и умелого предпринимателя и талантливого политика. Известен он и своею благотворительностью.

Александр Иванович Коновалов - владелец  «Товарищества мануфактур Коновалова c Сыном». Успешно ведя предпринимательскую деятельность Коновалов сколотил огромный капитал. И использовал его на благотворительность. В Витюге до сих пор существует Коноваловская больница, построенная им для нужд рабочих и имевшая в то время статус фабричной больницы, а сегодня – это Центральная районная больница города.

Помимо больницы А. Коновалов вложил свои средства в строительство яслей для нужд фабричных рабочих. Строительство их было начато в 1912 и закончено в 1917 году. Проект строительства яслей разрабатывали  известные в России архитекторы Адамович В.  и  Жолтовский И., специально для этого приглашенные из Москвы.

Коноваловы вели обширную благотворительную деятельность, помимо строительсва больницы, яслей и церкви,  в 1914 году  А. И. Коновалов начал возведение Народного дома. Для разработки проекта был приглашен известный московский архитектор П.П. Малиновский. Его архитектурные проекты были осуществлены к этому времени уже в таких больших городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород. Само приглашение такого именитого архитектора, говорит о том, что Коноваловы стремились не только построить нужные для фабричного люда постройки, но и украсить свой родной город.  

Народный дом можно считать ярким памятником неоклассицизма. В 1915 году строительство было закончено. В дальнейшем его возобновили в первой половине 1920-х годов (1923-1924). Руководил этим заключительным этапом строительства инженер Г.Н. Лазаре, а разрабатывал проект архитектор В.А. Веснин. Сегодня Народный дом, построенный Коноваловыми,  - это городской культурный центр. В нем выступают самые известные оперные певцы России, так как акустические достоинства зала Коноваловского Народного дома очень высоки. 

Жители Вичуги вспоминают удивительный случай, связанный с неповторимой акустикой Дома Культуры, спроектированного известным архитектором, когда на выступление в их провинциальный городок приехал известный на всю Россию певец - Борис Штоколов,  (выдающийся российский бас). Он закончил выступление перед зрителями, и дождавшись, когда все разойдутся не покинул сцены Дома Культуры, продолжая петь. Он пел несколько часов после концерта в уже опустевшем зале только потому, что наслаждался отличной акустикой Народного дома, построенного Коноваловыми.

 

8. Экономика Вичуги

Экономическая жизнь Вичуги, прежде всего, связана с текстильными предприятиями города и машиностроительным заводом. Перечислим их: 

• ООО «Нoгинскaя фабрика»

• Филиал «Вичуга» РООИВ и ВК  

• Филиал «Вичуга» РООИВ и ВК   

• Филиал ЗАО «ПК Нoрдтeкс» в г. Вичугa — «Шaговец»,

• ОАО «Вичугское производственно – Заготовительное Предприятие Вторичного Сырья» 

• Вичугский машиностроительный завод (ВМЗ)

Ивановская область известна своими ткачихами, поэтому нельзя не упомянуть об Обществе с ограниченной ответственностью «Нoгинскaя фабрика»    или «Ногинка», которая  вот уже много лет  занимается производством текстиля. Основными видами выпускаемой продукции можно назвать: суровые ткани (бязь, диагональ, двунитка, фланель), пряжа… Ткани «Нoгинской фабрики»  расходятся по всей стране. Из них шьется постельное белье отличного качества, женская, мужская и детская одежда для дома, полотенца, скатерти, салфетки.

Филиал ЗАО «ПК Нoрдтeкс» в г. Вичугa — «Шaговец» также является текстильным производством, выпускающим суровые ткани (бязь, диагональ, двунитка, фланель), пряжу, вату одежную. 

Филиал «Вичуга» РООИВ и ВК   занимается пошивом швейных изделий на заказ от оптовиков. Прежде всего, фабрика шьет  высококачественную спецодежду (по заказам от предприятий и организаций не только Ивановской области, но и всей страны), кроме этого швейное предприятие занимается пошивом  костюмов для работников ИТР, МЧС, РЖД, а также удобных рабочих комбинезонов.

ОАО «Вичугское производственно – Заготовительное Предприятие Вторичного Сырья», тоже своего рода швейное предприятие, одно из многих аналогичных производств Ивановской области.  Основным видом выпускаемой продукции этого предприятия  можно назвать – полотно, которое идет на пошив  вещей хозяйственного назначения. Его еще называют нетканым обтирочным полотном или холсто–прошивным.

ООО «Вичугахлеб» производит хлебо-булочные и кондитерские изделия. Особую популярность имеют именно кондитерские изделия и вичугинское печенье.

Вичугский машиностроительный завод (ВМЗ)  осуществляет производство продукции для нужд строительства. Он выпускает закладные изделия для заводов ЖБИ. Изготавливаеи качественные бетоноприемники, а также отливает детали башенных строительных кранов. Продукцию этого завода можно встретить в любом городе страны, так как одним из направлений работы завода является выпуск почтовых ящиков, пожарных шкафов,  а также широкого ассортимента противопожарных дверей и  мусоропроводов…

Из всего выше изложенного можно сделать определенный вывод, что основу экономики Вичуги составляют текстильные производства и машиностроение.

 

9. Вичугский машиностроительный завод (ВМЗ) Прошлое (Экономика)

Основным предприятием же считается ВМЗ. Основан он был в начале 1877 года Федором Пелёвиным. Первоначально это был чугунолитейный завод. Постепенно он переоборудовался и с конца 19 века стал выполнять функции не только чугунолитейного завода, но и литейно-механического. Завод, основанный Ф. Пелёвиным, стал выпускать ткацкие станки механического типа, популярной в те времена  системы «платт», трубы и лестницы.

После Октябрьской революции, завод стал достоянием народа и включительно по 1921 год главной выпускаемой продукцией  стали сельскохозяйственные орудия труда, завод начал выпуск — плугов, окучников, борон. В годы кризиса (1923-1925) ВМЗ был  закрыт по причине нехватки топлива и металла.

А с 1925 года ВМЗ вновь возобновил свою работу, но только теперь завод уже не выпускал сельскохозяйственные орудия труда, предназначенные для колхозов и совхозов, теперь ВМЗ стал выпускать по решению Правительства РСФСР  новую продукцию -механические ткацкие, предназначенные для расширяющихся запросов текстильной промышленности   и токарные станки для ремонтных, металлообрабатывающих и машиностроительных заводов страны. Кроме этого завод принялся за изготовление специализированных наклонных барабанов.

Когда началась ВО война, (1941-1945) ВМЗ перепрофелировался  на выпуск продукции, нужной для фронта. Оставаясь в тылу, завод работал в несколько смен, все желали приблизить Победу! 

После окончания войны Вичугский машиностроительный завод выпускал разную продукцию, в зависимости от государственных заказов. Одно время такими заказами были  запасные части и отдельные узлы для текстильной промышленности. Страна восстанавливалась после разрухи военных лет. Затем ВМЗ перепрофилировался на новое производство – стал производить торфоуборочные машины. Новые веяния в стране подхватывались заводом, и вот он уже производит оборудование для обувной промышленности. Однако остаются линии, которые продолжают выпускать вытяжные приборы для специальных прядильных машин, так нужных постоянно растущей и развивающейся текстильной промышленности. В 70-х годах ВМЗ производит  швейные конвейеры и красильно-отделочное оборудование высокого качества. За свою трудовую  деятельность ВМЗ был удостоен в 1977 году высокой государственной награды, ему был вручен Орден «Трудовогo Красного Знамени».

 

10. Вичугский машиностроительный завод (ВМЗ).  Настоящее.

Вичугинский машиностроительный завод имеет славное прошлое. Основан он был в начале 1877 года Федором Пелёвиным. После чего прошел долгий путь. 

В «трудные девяностые» ВМЗ оказался в глубоком кризисном состоянии. Если до этого на заводе работало порядка 2700 человек, то в «лихие девяностые» их численность сократилась до 300. В 2003 году завод приобретает «СУ-155» -  крупная строительная компания. Началось возрождение завода. Теперь Вичугинский машиностроительный завод перепрофилировался на производство продукции для нужд строительства. Он выпускает закладные изделия для заводов ЖБИ. Изготавливаеи качественные бетоноприемники, а также отливает детали башенных строительных кранов. Продукцию этого завода можно встретить в любом городе страны, так как одним из направлений работы завода является выпуск почтовых ящиков, пожарных шкафов,  а также широкого ассортимента противопожарных дверей и  мусоропроводов…

Резко возросли объемы производства, что привлекло на завод новых работников, теперь их численность опять приближается к 1500 человек.

Завод постоянно обновляется. Закупается новое оборудование. Ставятся новые линии производства. Сегодня Вичугинский машиностроительный завод является одним из постоянных источников пополнения  бюджета города Вичуги.

Металлоконструкции, произведенные этим заводом использовались при строительстве горнолыжного комплекса в Подмосковье (Павшино).

 

11. Вичуга  - родина стахановского движения (экономика)

Действительно, Вичугу можно назвать родиной "стахановского движения"  текстильной промышленности. Конечно, это не случайно, ведь всей стране известны ивановские ткачихи и их непревзойденное мастерство.

Сегодня мало кто знает трудовом соревновании тридцатых годов - стахановском движении. Свое название оно получило oт фамилии первого рабочего, выполнившего за день несколько дневных норм.  Его пример воодушевил многих.  Молодая советская страна нуждалась в экономическом подъеме. Работники разных отраслей промышленности стали подражать Стаханову, стараясь выполнить несколько дневных норм выработки. Это движение охватило всю страну. Коснулось оно и ткачих. 

Так Мария Ивановна Виноградова и Евдокия Викторовна Виноградова осенью 1935 года выдали невиданный рекорд по нормам выдачи готового полотна, о котором сразу же  узнал весь город и вся  страна. С этой поры стахановское движение в Вичуге стали называть «виноградовское движение». А за вичужанами это название подхватила вся страна, и теперь еще многие помнят, что Вичуга – это «родина виноградовского движения». Две ткачихи прославили город своим трудом, показав другим, как можно работать, чтобы пoднять эконoмику всей страны.

В честь этих женщин в Вичуге названы улицы, площади. Им посвящены музейные выставки. И, оказавшись в Вичуге, вы, конечно же, увидите памятник  прославившимся ткачихам.